(Никольский Яков Сергеевич; 1.10.1799, погост Новоникольское Каширского у. Тульской губ.- 7.09.1892, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский. Фамилию получил по названию места рождения. Род. в семье диакона Покровской ц. (по приделам называлась также Никольской и Космодамиановской) Сергия Иванова, к-рый скончался вскоре после рождения сына († 23 дек. 1799), оставив 5 сирот. Мать в первые часы вдовства отнесла И. в приходский храм и с молитвой поручила его «попечению Богоматери», положив перед местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери (впосл. митрополит особо почитал этот образ). При помощи мужа старшей сестры, диакона, в 1807 г. Никольский был определен в Тульское ДУ, по окончании к-рого в 1813 г. поступил в Тульскую ДС; исполнял послушание келейника ректора игум. Моисея (Сахарова). 15 авг. 1821 г. Никольский окончил семинарию по 1-му разряду и по предписанию из МДА от 8 июня 1821 г. поступил в СПбДА. Окончил академию в 1825 г. 2-м по списку магистром из 53 выпускников с курсовым соч. «О вере оправдывающей». 22 авг. 1825 г. еп. Ревельским Григорием (Постниковым) Никольский был пострижен в монашество с именем Исидор в честь прп. Исидора Пелусиота. Вместе с ним постриг приняли буд. архиепископы Нил (Исакович), Афанасий (Соколов), Елпидифор (Бенедиктов) и еп. Евгений (Добротворский). 29 авг. того же года И. был рукоположен во диакона, 5 сент. 1825 г. в Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) - во иерея. 28 авг. того же года И. был определен бакалавром СПбДА по классу богословских наук и занял кафедру истолковательного богословия, т. е. Свящ. Писания и герменевтики. В 1825-1829 гг. переработал пособия по этому курсу, с 1828 г. читал также лекции по нравственному богословию. 10 сент. 1825 г. И. был назначен библиотекарем академии, к 1829 г. составил каталоги изданий на древних и новых языках. 17 дек. 1825 г. И. был утвержден в степени кандидата богословия, 30 окт. 1826 г.- в степени магистра. При воцарении Николая I в дек. 1825 г. И. приводил к присяге учащихся столичных духовных школ. С 10 марта 1827 г. действительный член академической конференции, также временно исполнял обязанности инспектора семинарии, с 1829 г.- инспектора академии. 26 авг. 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В 1826-1832 гг. И. участвовал в переводах творений св. отцов (в т. ч. прп. Исидора Пелусиота, свт. Иакова, еп. Нисибинского) и в подготовке статей для ж. «Христианское чтение».
14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря. По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова). Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова), еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым. 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. 1887. С. 198).
5 июля (июня?) 1837 г. И. возглавил Полоцкую и Виленскую епархию. Проживал в Марковом витебском во имя Святой Троицы мон-ре. Содействовал укреплению положения Православия в католическом по преимуществу крае, где в то время под рук. митр. Иосифа (Семашко) происходило воссоединение униатов с правосл. Церковью, в 1838 г. организовывал совместные богослужения с новоприсоединенным униат. духовенством, несмотря на опасения прибывшего в Витебск митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова). 6 апр. 1840 г. И. был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским, 5 июня 1841 г. возведен в сан архиепископа. В белорусских епархиях И. добился назначения денежного оклада причту воссоединенных церквей, увеличения содержания обителям и служащим епархиального и духовно-учебного ведомств, занимался обеспечением бедных храмов книгами, облачениями и утварью.
1 марта 1858 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким (во исполнение благословения свт. Филарета (Амфитеатрова), в 1856 приславшего И. белый клобук с пожеланием оказаться на Киевской кафедре). Особое внимание И. уделял педагогической деятельности, инициировал издание нового семинарского журнала, 31 авг. 1859 г. первым из рус. архиереев обратился с почином учредить церковно-народные школы (впосл. церковноприходские) и стал активно заниматься их обустройством. Основал Введенскую жен. общину, о к-рой заботился и в дальнейшем (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь). По ходатайству И. в Киеве был выделен участок земли для возведения Владимира, равноапостольного князя, собора. Прожив в Киеве немногим более года, И. остальное время служил в столице как член Святейшего Синода.
1 июля 1860 г. И. был назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским, первенствующим членом Синода. Назначение состоялось по рекомендации кн. Барятинского и царского духовника прот. В. Б. Бажанова, но вопреки пожеланиям обер-прокурора гр. А. П. Толстого и свт. Филарета (Дроздова). Среди недоброжелателей И. были архиеп. Платон (Городецкий), считавший, что митрополит мало внимания уделяет церковным реформам, митр. Арсений (Москвин) и с.-петербургский ген.-губернатор светлейший кн. А. А. Суворов-Рымникский. 11 авг. 1860 г. И. прибыл в столицу и был встречен у ворот лавры викарием еп. Ревельским Леонтием (Лебединским; впосл. митрополит). Встреча носила скромный характер, и, как указывал митр. Леонтий, И. «приехал в Петербург с предубеждением против епархиальной администрации» (Леонтий (Лебединский). Мои заметки и воспоминания. 1914. С. 70). Первую литургию И. служил 14 авг. в Исаакиевском соборе. В 1861 г. возглавил торжества открытия мощей свт. Тихона Задонского. На родине святителя в Валдайском у. основал Короцкую во имя свт. Тихона Задонского общину с больницей и уч-щем. На юбилейных торжествах в Новгороде (1862) отслужил молебен и освятил памятник «Тысячелетие России». В 1862 г. И. ходатайствовал перед императором о назначении на должность обер-прокурора Синода кн. С. Н. Урусова, однако пост получил А. П. Ахматов.
С 17 янв. 1863 до янв. 1872 г. И. как первоприсутствующий в Синоде возглавлял церковно-гос. орган - Присутствие по делам правосл. духовенства. Еще до его офиц. открытия, в кон. 1862 г., И. писал свт. Филарету, что введение Синода в полном составе в Присутствие обеспечит большинство за иерархией и позволит блокировать решения «светских», а важнейшие вопросы можно предварительно обсуждать в «домашних собраниях». Среди основных целей Присутствия - разработка преобразований в Церкви, соответствующих эпохе великих реформ, поддержка духовенства, особенно в Западном крае. Состоялись 72 заседания (в т. ч. с участием министра внутренних дел П. А. Валуева), к-рые обычно проходили в митрополичьих покоях в лавре. Последнее заседание состоялось в дек. 1881 - янв. 1882 г. (официально Присутствие было закрыто в февр. 1885).
Современники свидетельствовали, что И. «мог не только уживаться с самыми разнообразными течениями и направлениями в области церковной жизни, но и быть проводником и исполнителем их. Правда, если ему приходилось осуществлять такие мероприятия, с которыми он в душе не был согласен, то он всегда умел их ослабить, даже совсем парализовать, но делалось это всегда тихо, спокойно, практично, без всякой личной борьбы с виновниками этих мероприятий, без всякого обострения с ними отношений» (Кутепов. 1958. С. 167-168). По словам проф. А. Л. Катанского, И. «при склонности идти по господствующему течению» был способен только на «пассивную оппозицию и в этом отношении был неподражаем» (Катанский. 1918. С. 23-25). «Осуждали его за уступчивость Синоду и некоторую робость перед знаменитостями,- вспоминал митр. Леонтий.- Правда, митрополит Исидор уклонялся от борьбы, но его выжидательная манера действования имела пользу и успех» (Леонтий (Лебединский). Мои заметки и воспоминания. 1914. С. 86). Внешне никогда не относившийся к церковной оппозиции, И. проявил себя (особенно в дневниках и переписке) как резкий противник вмешательства светского общества в церковные дела. Он осторожно противостоял бюрократизации церковного управления. По словам А. Н. Львова, И., «разбирая и освещая какой-нибудь конкретный факт, выставляет все его стороны и показывает, как бы в интересах дела и Церкви факт должен был окончиться» и как В. К. Саблер и К. П. Победоносцев «все изменяют» (Львов. 2000. С. 35). При И. сократилось число т. н. царских дней, в к-рые обязательно должно было совершаться богослужение в Исаакиевском или Петропавловском соборе (первоначально - до 70 раз в год); были введены выборы помощников благочинных и благочиннических советов, хотя митрополит был противником выборов благочинных.
И. «рассудительно» опасался поднимать вопрос о восстановлении Патриаршества, однако в 1878 г. передал в б-ку СПбДА рукопись еп. Ревельского Агафангела (Соловьёва) «Высшая администрация Русской Церкви» (1857) и рукописи А. Н. Муравьёва с проектами реформ системы церковного управления; эти материалы стали использоваться в лекционных курсах и содействовали актуализации в церковной среде дискуссии о возобновлении патриаршего управления. В 1886 г. выступил за освобождение церквей и мон-рей от земского налога на принадлежащие им земли. И. возражал против предоставления больших прав единоверцам и хиротонии для них епископа (1853-1864), препятствовал осуществлению церковно-судебной реформы (1869-1870), полагая, что она направлена против архиерейской власти, был, как и Д. А. Толстой, противником военной реформы Д. А. Милютина. Убежденный сторонник монашества, И. порицал Д. Толстого за предпочтение белого духовенства. Митрополит состоял в переписке с подвижниками благочестия староладожской игум. Евпраксией и валаамским иеросхим. прп. Антипой (вероятно, они познакомились на валаамском престольном празднике Преображения Господня в 1862).
И. поддержал движение за переход в Православие эстонцев и латышей, активизировавшееся в годы правления имп. Александра III. Архиерей ратовал за отвод участков для постройки церквей и школ, чему препятствовали прибалт. помещики и пасторы; при свидании с императором И. просил использовать для строительства земли из гос. фондов, что удалось осуществить. И. высказывался в пользу перевода литургии и катехизиса на эст. и швед. языки, однако относительно перевода на нем. язык выражал свт. Филарету свои сомнения, опасаясь, в частности, реакции раскольников.
И. способствовал устройству зарубежных правосл. приходов (в Вене, Женеве, Ирёме, Карлсбаде, Копенгагене, Неаполе, Париже, Риме) и миссий (в Иерусалиме, Пекине, Токио). Активное участие принимал в организации равноап. Николаем (Касаткиным) Японской духовной миссии, жертвуя значительные средства, в т. ч. на постройку собора в Токио (1884-1890). 30 марта 1880 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. возглавил хиротонию св. Николая во епископа Ревельского.
И. выступал за церковное единство, вел активные переговоры и переписку с англиканами (1869-1882), с представителями Епископальной Церкви США (1863-1871) и с итал. старокатоликами (1872-1878, в частности, с главой «Народной католической Церкви» Доменико Панелли) о возможном присоединении их к Православию. В 1876 г. И. писал о поддержке деятельности правосл. Церкви на Гаити, благословил атамана Н. И. Ашинова на устройство миссии и церкви во имя св. Иоанна Предтечи в Эфиопии и лично ходатайствовал об этом перед царем Эфиопии, однако эта инициатива, основанная не только на церковных, но и прежде всего на политических и торговых интересах, не была реализована. Взгляды на данную проблему И. сформулировал в послании Американской Церкви, которое в 1870 г. было отправлено от имени Синода: «Прежде взаимного общения в таинствах необходимо полное согласие в вере, так как первое может основываться только на последнем». Косвенно он поддерживал «болгарскую схизму». В 1883 г. И. скептически оценивал результаты присоединения униатов Западного края к правосл. Церкви.
Наиболее продуктивной стала благотворительная деятельность И. 21 авг. 1860 г. он стал главным попечителем и председателем Совета Императорского человеколюбивого об-ва. При И. к 1879 г. количество неимущих, получавших пособия, возросло с 16601 до 86 611 чел., открылись 12 детских приютов, 5 начальных школ, 4 ремесленных заведения для детей, 5 швейных мастерских, 6 богаделен, 3 лечебницы, 2 больницы, а также было обустроено 4 квартиры для бедных. Годовой расход об-ва достиг 12 10 292 р., наличный капитал - 2 578 195 р., недвижимость, принадлежавшая об-ву, оценивалась в 6 507 674 р. К об-ву были присоединены московские об-ва поощрения трудолюбия и братолюбивое для снабжения неимущих квартирами. Человеколюбивое об-во способствовало открытию 5 церквей, Мариинского ин-та для слепых девиц, Медицинского комитета, Попечительства, занимавшегося сбором пожертвований на воспитание бедных детей, Попечительного об учащихся об-ва, Попечительства о недостаточных ученицах Московской консерватории, Комитета для оказания помощи пострадавшим от народных бедствий и др. Митрополит особо помогал С.-Петербургскому приюту для обращенных евреев. 23 окт. 1866 г., 26 июня 1871 г., 2 нояб. 1872 г., 22 мая 1874 г. «за обильные плоды христианской деятельности Человеколюбивого общества и постоянное расширение его благотворительности в пользу неимущих» И. были объявлены «монаршая признательность и благоволение». К 1881 г. в ведении Человеколюбивого общества находилось 138 благотворительных учреждений, его помощью пользовались 97 920 чел.
И. добивался строительства домов для причта, подняв соответствующий вопрос 31 янв. 1863 г. на заседании Главного Присутствия. 31 июля 1864 г. Лесной департамент известил его, что по губерниям Юго-Западного края сделано распоряжение о бесплатном отпуске с казенных дач леса на строительство домов. В нач. 1861 г. И. задумал устройство Дома призрения бедных духовного звания с уч-щем для сирот, принимая во внимание «беспомощное положение значительного числа вдов и сирот сельского духовенства». 15 авг. 1863 г. был заложен Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания (Невский проспект, 174), в котором 8 нояб. 1869 г. И. освятил ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.). 18 июня 1870 г. состоялось торжественное открытие Александро-Невского дома, который включал богадельню для престарелых вдов и училище для малолетних сирот (на 1883 г.- 58 вдов и 89 сирот). В окт. 1882 г. к дому был приписан также «Александровский приют вдов с малолетними детьми духовного ведомства в память 25-летия царствования императора Александра II». 5 сент. 1875 г. к празднованию юбилея служения И. в священном сане благотворители учредили 8 стипендий митрополита «для призреваемых». В устройство Исидоровского дома призрения И. вложил ок. 80 тыс. р. собственных сбережений и в 1886 г. освятил в нем ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. В 80-х гг. XIX в. в С.-Петербургской епархии была открыта подписка на постройку 2 Исидоровских домов призрения с квартирами для заштатных священно- и церковнослужителей, вдов и сирот: для столичных - при Ямской Крестовоздвиженской ц. и для остальных - в Нов. Ладоге.
С благотворительной деятельностью И. было тесно связано и попечение об образовании. Он участвовал в разработке устава Духовных семинарий и училищ (1867) и Академий (1869), окончательная редакция к-рого принадлежала обер-прокурору Синода Д. Толстому. В С.-Петербургском епархиальном жен. уч-ще (Невский проспект, 176) в 1885-1886 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова была построена ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. Заботясь об образовании дочерей духовенства, И. открыл епархиальные жен. уч-ща: Державинское в Званском Знаменском мон-ре и Деревяницкое (1875) в Деревяницком в честь Воскресения Христова мон-ре. В 1883 г. по ходатайству И. оба училища в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных училищ. В Новгородском кремле по инициативе И. было построено 4-этажное здание общежития для детей священнослужителей, обучавшихся в духовном училище. В 1885 г. он обратился с призывом к духовенству Новгородской епархии содействовать открытию церковноприходских школ и преподавать в них.
В разное время при участии И. были открыты Званская Знаменская община в Волхове, Леушинская и Творожковская женские общины в Новгородской и С.-Петербургской епархии. При И. в Александро-Невской лавре были закончены работы по устройству Крестовой ц. (1863), основано Никольское кладбище с ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1871), построены ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1869-1873), в Киновии - скиту лавры на правом берегу Невы - Троицкий собор (1868) и Всехсвятский храм (1861), церковь-усыпальница во имя прп. Исидора Пелусиота (1889-1891). Все эти храмы, кроме Всехсвятского, освятил сам митрополит. И. был попечителем монастырей, в частности Новодевичьего (в 1861 освятил Воскресенский собор, в 1888 - ц. св. прор. Илии; в память о митрополите в 1892-1895 была устроена Исидоровская ц. в колокольне). В С.-Петербурге И. освятил церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при приюте принца П. Г. Ольденбургского, Успения Пресв. Богородицы при Волковской богадельне (1861), во имя арх. Михаила при Александровском механическом заводе, вмч. Георгия Победоносца при Технологическом ин-те и в честь Рождества Пресв. Богородицы при богадельне цесаревича Николая Александровича (1862), во имя вмч. Димитрия Солунского греческого прихода (1865), апостолов Петра и Павла при детской больнице принца П. Г. Ольденбургского (1869), в честь Успения Пресв. Богородицы на Сенной пл. (1870), во имя апостолов Петра и Павла при Коммерческом уч-ще и равноап. Марии Магдалины при Ивановском девичьем уч-ще (1871), Марии Магдалины при Имп. воспитательном доме, прп. Сергия Радонежского при Громовском приюте и Марии Магдалины при общине сестер милосердия Литейной части (1872), равноапостольных Кирилла и Мефодия в колокольне Крестовоздвиженской ц. и св. Иоанна Предтечи при Мариинско-Сергиевском приюте (1873), в честь Преображения Господня в Колтовской и во имя свт. Николая Чудотворца при ремесленном уч-ще цесаревича Николая (1874), св. Андрея Юродивого при доме призрения Тименкова и Фролова и св. Мефодия Патарского при детском приюте (1877), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы на Б. Пушкарской ул. (1878), Нерукотворного образа Спасителя на Шуваловском кладбище и Рождества Христова в крипте Малоколоменской Воскресенской ц. (1880), во имя святых Бориса и Глеба в память имп. Александра II и вмч. Георгия Победоносца при общине сестер милосердия (1882), в честь Воскресения Христова в с.-петербургской Троице-Сергиевой пустыни (1866, 1884), Казанской иконы Божией Матери (1885) при богоугодных заведениях Елисеевых, Сретения Господня в Полюстрове и во имя прав. Иова (1887) на Волковском кладбище, в честь Иверской иконы Божией Матери (1888) при Новоафонском подворье, часовни Спасителя (1861) в Гуслицком в честь Преображения Господня мон-ре, св. кн. Александра Невского (1867) в ограде Летнего сада, ап. Иоанна Богослова (1865) в Череменецком мон-ре и св. Александра Невского (1879) у Староалександровского рынка. Митрополит заложил церкви святых Фирса и Саввы (1881) при богадельне Тименкова и Фролова, ап. Иоанна Богослова при СПбДС.
После кончины в 1867 г. свт. Филарета (Дроздова) И. возглавил Комитет при СПбДА по переводу книг ВЗ с древнееврейского языка на русский. Будучи сторонником перевода Свящ. Писания со времени учебы в СПбДА, И. еще в 1858 г. на Киевской кафедре организовал комитет, осуществивший за год перевод Евангелия от Иоанна и части Апостольских посланий. После назначения в столицу И. занимался организационной работой, проверял и корректировал окончательную редакцию священных книг. Три присутственных дня в неделю синодальные заседания посвящались только переводу текстов Библии, нередко И. собирал членов Синода по этому поводу и у себя в покоях. В Комитет по переводу книг ВЗ входили профессора М. А. Голубев, Е. И. Ловягин, П. И. Савваитов, Д. А. Хвольсон и др. За основу были взяты МТ и в меньшей степени Септуагинта, переводы печатались преимущественно в приложении к ж. «Христианское чтение». Перевод, сделанный в СПбДА, был признан лучшим для издания. С 1860 по 1877 г. на русском языке был издан НЗ, в 1868-1875 гг.- все ветхозаветные книги, в 1876 г. в одном томе опубликована полная рус. Библия. По предложению И. 26 нояб. 1876 г. Синод поручил Духовным Академиям составить примечания к Библии для читателей-неспециалистов. За труды по переводу книг Свящ. Писания И. был награжден архипастырским посохом, усыпанным драгоценными камнями (5 сент. 1875), митрой с крестом, также украшенной драгоценностями (27 марта 1877). По скромности И. не претендовал на возведение его в степень доктора богословия (дек. 1870) и отказался от полагавшегося ему вознаграждения, объявив, что не может получать деньги за Слово Божие. Синодальным переводом в целом И. удовлетворен не был (кроме Евангелия от Иоанна, переведенного свт. Филаретом).
И. оставил небольшое лит. наследие. В 1876 г. было издано собрание его слов и речей, объединившее опубликованные ранее многочисленные проповеди. Они разнообразны по тематике в зависимости от дня и места произнесения, отличаются простотой и ясностью языка, легкостью восприятия. Особый интерес представляют дневники И. за 1881-1892 гг., сохранившиеся среди секретных дел Синода.
И.- кавалер всех орденов России, в т. ч. св. Анны 2-й (2 янв. 1833) и 1-й (17 апр. 1837) степени, св. Владимира 2-й степени Большого Креста (5 апр. 1845) и 1-й степени Большого Креста (23 марта 1863), св. Александра Невского (21 апр. 1850, алмазные знаки - 28 авг. 1858), св. Андрея Первозванного (27 марта 1866, алмазные знаки - 16 апр. 1872); орденов Греции (Спасителя 1-й степени Большого Креста - 28 июня 1861), Черногории (кн. Даниила I Черногорского 1-й степени - 1881). Был высочайше пожалован алмазным крестом для ношения на клобуке (19 апр. 1853), панагией, украшенной бриллиантами, с правом ношения 2 панагий (15 мая 1883).
Почетный член Духовных Академий России (Киевской академической конференции - 30 июля 1854, С.-Петербургской и Московской - 24 февр. 1859), Имп. Русского географического об-ва (29 янв. 1853), Имп. Русского археологического об-ва, Королевского Копенгагенского об-ва северных древностей (член по рус. отд-нию - с 27 авг. 1845, почетный член и фундатор - с 27 янв. 1859), Имп. АН по отд-нию российской словесности (29 дек. 1857); Комитета для всенародного распространения грамотности при Имп. Московском об-ве сельского хозяйства (27 марта 1859), Медико-хирургической академии (1861), Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе (31 дек. 1863), Музея государя наследника цесаревича в Москве (26 янв. 1873), С.-Петербургского (1861) и Московского (15 окт. 1877, за перевод Свящ. Писания и заслуги по народному просвещению) ун-тов и др. Почетный ктитор афонского Андрея апостола скита (пожертвовал 7 тыс. р. на его первоначальное устройство).
В 1878 г. И. подарил б-ке СПбДА ценную коллекцию из 49 рукописей, содержавших богословские тексты, положения о Церкви и ее учреждениях, в т. ч. за пределами России, о миссионерской и об учебной деятельности, материалы по церковной и гражданской истории (каталог был опубл. в изд.: Сердечный привет. 1885. С. 117-168). В 1893 г. наследники И. пожертвовали СПбДА его обширную б-ку (в основном рус. книги и 54 рукописи).
За всю историю С.-Петербургской епархии период управления И.- самый длительный. Он совершил архиерейские хиротонии 138 чел., в т. ч. буд. патриарха Иерусалимского Никодима I, равноап. Николая Японского и своих преемников на столичной кафедре Палладия (Раева), Антония (Вадковского) и сщмч. Владимира (Богоявленского), участвовал также в 5 хиротониях. 58 лет он был архиереем, 32 года - первенствующим в Синоде, присутствовал при последнем посещении лавры имп. Александром I, принимал участие в коронационных торжествах имп. Александра II, короновал имп. Александра III, участвовал в праздновании 900-летия Крещения Руси (1888).
В течение мн. лет И. пользовался заслуженным авторитетом в церковных и придворных кругах, с позицией митрополита считались обер-прокурор и столичная бюрократия.
Современники отмечали тактичность, спокойный и уравновешенный характер И., проницательный ум, склонность к юмору и иронии (в частности, И. придумал прозвище Притычкин для буд. обер-прокурора Синода В. К. Саблера за его вмешательство во все церковные дела). Со слов митр. Антония (Храповицкого), еп. Никон (Рклицкий) характеризовал И. как «иерарха безупречной строгой жизни... типичного представителя кастового духовенства». В отличие от др. мемуаристов, указывавших на «глубокое чувство законности», которое было свойственно И., и на отсутствие в его характере «архиерейского деспотизма» (хоть он и не прочь был «смирить» строптивых священников, напр. М. Я. Морошкина), лишь митр. Антоний вспоминал, что в отношении подчиненного духовенства И. «держался недоступно, величественно и несколько грубо. В Академии, высшим попечителем которой он был, бывал весьма редко» (Никон (Рклицкий). 1956. С. 50). Такому мнению противоречит тот факт, что 5 окт. 1866 г. «за архипастырское попечение о духовно-учебных заведениях Санкт-Петербургской епархии» он был удостоен Высочайшей благодарности.
И. сначала не разрешил хоронить Ф. М. Достоевского в Александро-Невской лавре, заявив, что он «простой романист, ничего серьезного не написал» и «демонстрации нежелательны в стенах лавры». Однако Победоносцев, ценивший иерарха, переубедил его, и митрополит распорядился совершить безвозмездное погребение писателя на Тихвинском кладбище лавры. Не сложились отношения И. со св. Иоанном Кронштадтским, к-рый в 1890 г. вспоминал, что за 30 лет митрополит ни разу не встретил его «по-отечески, добрым словом или взглядом, а всегда унизительно, со строгостию и суровостию» (ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 26. Л. 29).
В нач. 90-х гг. XIX в. некоторые знавшие пожилого архиерея воспринимали его как «человека без всякого направления, оппортуниста» (Львов. 2000. С. 31). По свидетельству современников, на престарелого И. существенное влияние оказывала некая М. И. Деккер, лютеранка, «для спекуляции» перешедшая в Православие. Ее влияние на ход епархиальных дел, денежные махинации и т. п. вызывали тревогу как у чиновников обер-прокуратуры, так и у великосветского С.-Петербурга. Митр. Московский Леонтий (Лебединский) говорил об этом И., но тот ответил: «Дай мне умереть». Т. И. Филиппов заметил, что «Россию Господь наказывает долголетием митрополита Исидора». После кончины И. у Деккер оказались его бумаги и дневник, которые лишь под угрозой обращения в полицию Синод сумел получить от нее. Современники отмечали влияние на доверчивого архиерея окружавших его мирянок: некой Селезнёвой (урожд. Юревич), графинь Цукато и Дубельт, баронессы Лизандер, к-рая называла себя «адъютантом» И., графини Ю. С. Бобринской (урожд. Юноша-Белинской), а также начальницы Исидоровского училища А. А. Слепцовой и основательницы Введенской общины в Киеве М. А. Егоровой (см. Димитра (Егорова), мон.), что послужило поводом к написанию В. И. Аскоченским басни-эпиграммы. При этом к Аскоченскому И. относился доброжелательно и одобрял его критику архим. Феодора (см. А. М. Бухарев). В поздний период жизни И. проявлял преувеличенный интерес к мистическим явлениям и разного рода откровениям и предсказаниям (в течение жизни И. избежал 19 случаев смертельной опасности).
Последние годы жизни И. почти не покидал лавру. Будучи в добром здравии, старался практически ежедневно молиться на ранних обеднях в крестовой ц., строго соблюдал посты. До последних дней отличался высокой работоспособностью, приступал к разбору бумаг в 5-6 ч. утра, любил повторять: «Ничего не ищи и ни от чего не отказывайся». Резкое ухудшение здоровья И. произошло с 6 на 7 сент. 1892 г. Утром 7 сент. И. после причащения Св. Таин скончался в своих покоях в присутствии еп. Ладожского Николая (Налимова) и наместника лавры. 11 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили отпевание митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев), Московский Леонтий, архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий), Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий), епископы Псковский Ермоген (Добронравин), Камчатский Гурий (Буртасовский), Герман (Осецкий), Воронежский Анастасий (Добрадин), Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Николай, Нарвский Никандр (Молчанов) при участии 30 архимандритов и 120 протоиереев и иереев, в присутствии вел. кнг. Марии Павловны, вел. кн. Сергея Александровича, вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны, вел. князей Константина и Дмитрия Константиновича. И. был погребен на правой солее Исидоровской ц. Александро-Невской лавры под иконой Спасителя. В 1932 г., после закрытия церкви, останки И. были перенесены на Никольское кладбище лавры и захоронены в его братской части. В 1988 г. на предполагаемом месте перезахоронения установлен деревянный крест.
Фотографии и портреты И. были известны и широко распространены, поскольку он возглавлял столичную кафедру и являлся первенствующим членом Святейшего Синода. Один из снимков, напр., выполнен в фотомастерской Валаамского Преображенского мон-ря в 1863 г. (упом. в описи 1942 г. вывезенного в Финляндию имущества Валаамской обители - АФВМ. Bd: 15. Л. 45. № 41), другие хранятся в фондах РГБ, Белозерского обл. КМ (см. также: Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 305).
На живописных портретах и эстампах облик И. хорошо узнаваем: широкое лицо с крупными чертами, длинные русые волосы, лежащие прядями на плечах, очень узкая короткая борода с проседью. Как правило, И. представлен благословляющим, в архиерейской мантии или в рясе и клобуке, с наградами.
Наиболее ранний парадный живописный портрет создан худож. Г. И. Яковлевым в 1861 г. (ГЭ; см.: Русское искусство в Эрмитаже: Знаменитые и забытые мастера XIX - 1-й четв. XX в.: Кат. выст. СПб., 2007. С. 60-61. Кат. 48), т. е. вскоре после назначения И. митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Портрет находился в древлехранилище Александро-Невской лавры (см. фотографию 1913 г.: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 210). И. изображен в интерьере с колонной (на ее базе - подпись автора и дата), почти поколенно, в небольшом повороте вправо, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой - жезл с навершием в виде посоха и со светлым сулоком. Митрополит в синей рясе, в архиерейской мантии фиолетового цвета и в светлом, расшитом золотом омофоре, на голове - белый клобук с алмазным крестом, на груди - панагия с образом Иисуса Христа, крест с камнями, ордена св. Александра Невского (с алмазными знаками), св. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя Большого Креста, к-рый И. получил незадолго до исполнения портрета.
Для конгрегационного зала КДА в 60-х гг. XIX в. был написан портрет И. (НКПИКЗ; см.: Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 34. № 116; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 295), сидящего за столом вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке, с наградами, в руках - книга и четки. Близкий по иконографии поясной портрет митрополита в овале хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии (после 1883, предположительно из древлехранилища Валаамского мон-ря; см.: АФВМ. Bd: 13. № 51; Bd: 15. Л. 47. № 97; см.: Зеленина. 2009. С. 32). И. изображен с 2 панагиями, крестом, орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, рук не видно, борода седая. На портрете посл. трети XIX в. из митрополичьих покоев Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) И. одет в лиловую рясу и клобук, на груди - панагия и 3 орденские звезды (справа), на кисти левой руки - четки, правая лежит на столе. В 1912 г. для лаврских покоев митрополита худож. П. Клименко написал еще один портрет И. в свободной живописной манере (НКПИКЗ).
В Валаамском монастыре хранилась картина худож. П. И. Балашова 1863 г. с изображением молебна, совершенного И. в обители 6 авг. 1862 г. «по случаю водружения новых крестов на соборном монастырском храме» (упом. в описях 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/4. Л. 238. № 67; Bd: 15. Л. 48. № 123; пожертвована А. П. Никитиной в 1875).
Совр. изображение И. с наградами на груди (90-е гг. XX в.; см.: Фирсов С. Старейший митрополит // Вода живая: С.-Петербургский церк. вестн. 2007. № 9(92). С. 8-9) имеется в составе комплекса портретов С.-Петербургских митрополитов в портретном зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 235).
Известны несколько портретов И. на эстампах, они повторяют иконографические варианты живописных портретов. Погрудное гравированное изображение И. (70-е гг. XIX в., ЦАК МДА) вполоборота вправо, в мантии и клобуке заключено в овал и обрамлено коричневой рамкой с цветочным орнаментом; внизу факсимиле автографа: «Исидоръ Митрополитъ» (очевидно, именно эта гравюра на стали указана в кн.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001). Литография П. Ф. Бореля отпечатана в мастерской А. И. Траншеля (1860, ГИМ, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 174. Кат. 154) в год назначения И. в С.-Петербургскую епархию: поколенное изображение благословляющего архиерея в мантии и клобуке, жезл высокий, с темным сулоком. К этому же типу относится портрет И. 1862 г., изготовленный в литографии А. В. Морозова в Москве (РГБ).
Высоким уровнем исполнения отличаются литографированные портреты И. 1866 г. мастерской А. Руднева в Москве (ГИМ, РГБ; И. с книгой и четками в руках) и Бореля с фотографии Муренко в С.-Петербурге (ок. 1865, ГИМ, ЦАК МДА; И. с наградами и крестом в память Крымской войны); последний был отпечатан для изд. А. Э. Мюнстера «Портретная галерея русских деятелей» (СПб., 1865. Т. 1: Сто портретов с биографиями. Вкл. между с. 8 и 9). Очевидно, на основе фотографии в посл. трети XIX в. был создан также эстамп из собрания Ф. М. Плюшкина (ГРМ; см.: Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 427), на к-ром И. представлен в кресле, с четками в руке. Литография с портретом И. находилась в ряду изображений архиереев и подвижников в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).
Эстампы или воспроизведения портретов И. (в т. ч. работы И. Матюшина) помещались в различных изданиях (Слова и речи синодального члена, высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. СПб., 1876; Архипастырь и его паства: Два приветствия С.-Петербургской паствы высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, в дни 50-летних юбилеев: священнослужения - 5-го сент. 1875 г. и святительства - 11-го нояб. 1884 г. СПб., 1884; К юбилею (1834-1884) высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, в день 50-летнего служения его в архиерейском сане 11-го нояб. 1884 г. СПб., 1884; Русские деятели в портретах, изд. редакцией ист. журнала «Рус. старина». СПб., 1886. Собр. 2. С. 112).
Изображения И., возглавлявшего в авг. 1861 г. торжества открытия мощей свт. Тихона Задонского, встречаются на гравюрах и литографиях, запечатлевших эти события (напр., на московских литографиях 1861 г. Е. Яковлева и 1872 г. П. Глушкова, ГИМ). Однако фигуры архиереев в таких композициях, как правило, условны и лишены индивидуальной характеристики, даже если их имена упомянуты в тексте под эстампом.